pere_hvat (perehvat) wrote,
pere_hvat
perehvat

Categories:

ИЛЬЮШИН И ЯКОВЛЕВ - ВЕЛИКИЕ СОВЕТСКИЕ АВИАКОНСТРУКТОРЫ

С.В. Ильюшин     А.С. Яковлев


Два великих советских авиаконструктора родились весной почти день в день (правда с разницев в несколько лет). Оба увлеклись авиацией в молодые годы и смогли реализовать свою мечту - стали создателями лучших в мире самолётов.

Выдающийся советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин родился 30 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии в бедной крестьянской семье. В пятнадцать лет, по примеру старших братьев, он ушёл из родного дома на заработки. Был чернорабочим на фабриках под Костромой и в Иваново-Вознесенске, трудился землекопом на строительстве дорог, чистил сточные канавы на красильной фабрике в Санкт-Петербурге, нанимался косить сено.

В начале 1910 года в качестве землекопа и грузчика Сергей помогал подготовить площадку для проведения первой в России международной авиационной недели в Санкт-Петербурге. Именно во время этого праздника воздухоплавания в душе Ильюшина зародился интерес к самолётам и авиации, которые стали увлечением всей его жизни.

С началом Первой мировой войны Ильюшин был мобилизован в армию, служил в пехотной учебной команде, затем — писарем в управлении воинского начальника Вологды. Когда в управление пришёл запрос на семь человек для службы в авиации, Сергей Ильюшин по собственной просьбе был переведён в команду Северного района авиации в Петербург на Комендантский аэродром, где, пройдя ряд ступеней, он стал старшим мотористом в составе команды аэродромного обслуживания.

Летом 1917 года Ильюшин окончил солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба и успешно сдал экзамен на права пилота. До мая 1919 года Сергей Ильюшин занимал ряд гражданских должностей в Вологде, однако затем был мобилизован в Красную армию и оказался в Серпухове, где располагалось командование Красного воздушного флота. Старые знакомые Ильюшина по аэродромной команде Комендантского аэродрома помогли ему устроиться авиамехаником авиаремонтного поезда в одну из армий Северного фронта.

После завершения Гражданской войны, 21 сентября 1921 года Сергей Ильюшин поступил в Институт инженеров Красного воздушного флота, позднее преобразованный в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского. Во время учёбы в академии Ильюшин сконструировал несколько планеров: «Мастяжарт» (АВФ-3), «Рабфаковец» (АВФ-4) и «Москва» (АВФ-21).

С 1926 по 1931 год Ильюшин работал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС, которая занималась изучением мирового опыта самолётостроения и разработкой тактико-технических требований к новым самолётам. Одновременно Ильюшин занимал должность помощника начальника Научно-испытательного института ВВС по научно-технической части.

Летом 1931 года Ильюшин решил начать собственную конструкторскую деятельность. До января 1933 года он руководил конструкторским бюро ЦАГИ, затем — Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) авиазавода имени В. Р. Менжинского, на котором в 1935 году было образовано Опытное конструкторское бюро (ОКБ), а Сергей Ильюшин стал его главным конструктором и занимал эту должность вплоть до 1970 года.

Первый самолёт, созданный в ОКБ Ильюшина, экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26, установил первый советский мировой авиационный рекорд (рекорд высоты подъёма груза), который был официально зарегистрирован Международной авиационной федерацией (ФАИ).

ДБ-3

Более известная разработка ОКБ Ильюшина — бомбардировщик ДБ-3 (получивший дальнейшее развитие в виде Ил-4). На ДБ-3Ф совершил свой подвиг экипаж Николая Гастелло в июне 1941 года, а ДБ-3Т стал первым советским самолётом, бомбившим Берлин в августе-сентябре того же года.

ИЛ-2(д)

Однако наиболее известным самолётом, сконструированным Сергеем Ильюшиным, стал легендарный штурмовик Ил-2 — самый многочисленный боевой самолёт в истории. Промышленность СССР выпустила более 36 тысяч этих машин. Роль Ил-2 в победе Советского Союза во Второй мировой войне поистине неоценима.

ИЛ-62

В конце Второй мировой войны и сразу после неё вслед за Ил-2 появились новые машины: Ил-8, Ил-10, Ил-20 и первый советский реактивный штурмовик Ил-40. Параллельно ОКБ Ильюшина сконструировало серию гражданских самолётов: Ил-12, Ил-14, Ил-18 и Ил-62, который стал последней разработкой Сергея Ильюшина и первым советским реактивным межконтинентальным пассажирским самолётом.

Сергей Ильюшин скончался 9 февраля 1977 года, будучи трижды Героем Социалистического Труда, генерал-полковником инженерных войск, единственным в Советском Союзе семикратным лауреатом Сталинской премии и академиком АН СССР.

Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля 1906 года в Москве. Отец будущего конструктора работал в нефтяной компании «Товарищество братьев Нобель», которая в 1918 году стала московской конторой Нефтесиндиката. По этой причине начало трудовой деятельности Александра было связано с организацией «Главтоп», которая занималась распределением в стране нефти, дров, торфа и угля. С 1919 по 1922 год Яковлев совмещал работу в этом учреждении с учёбой в школе. В это же время он увлёкся авиамоделизмом и строил летающие модели в школьном кружке.

К окончанию школы Александр Яковлев решил стать авиаконструктором. Из газет он узнал об инженере и изобретателе Александре Пороховщикове, который известен как автор проекта одного из первых русских танков. Юноша обратился к Пороховщикову за помощью, но безуспешно. Гораздо более плодотворной оказалась встреча с лётчиком Константином Арцеуловым, благодаря которому летом 1923 года Яковлев принял участие во всесоюзных соревнованиях планеров в крымском Коктебеле. Уже через год Александр Яковлев представил планер собственной конструкции АВФ-10, созданный при помощи школьных товарищей и Сергея Ильюшина, который впоследствии также стал известным конструктором. За создание АВФ-10, признанного одним  из лучших советских планеров, Яковлев был премирован.

АИР-1

С 1924 по 1927 год Яковлев являлся рабочим, а затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии имени Н.Е. Жуковского. В 1927 году при поддержке добровольной оборонной организации Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) он сконструировал свой первый самолёт АИР-1. Эта машина представляла собой авиетку (самолёт с двигателем мощностью менее 100 л. с.) и была названа в честь Алексея Ивановича Рыкова, председателя Осоавиахима.

На АИР-1 месте с лётчиком Юлианом Пионтковским Яковлев совершил перелёт Москва — Севастополь — Москва. Осенью 1927 года АИР-1 участвовал в манёврах Красной армии как одна из лучших советских авиеток, а Александр Яковлев получил возможность поступить в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1931 году. В то время в СССР существовало два основных конструкторских центра. Первый под руководством Андрея Туполева базировался вокруг ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) и занимался тяжёлой авиацией: бомбардировщиками, транспортными и пассажирскими самолётами. Более лёгкие машины (истребители, разведчики и штурмовики) проектировало ЦКБ   при Московском авиазаводе им. Менжинского. Именно там начал свою конструкторскую деятельность Александр Яковлев после окончания академии. Из молодых энтузиастов он создал группу лёгкой авиации.

АИР-1 открыл целую серию спортивных и учебно-тренировочных машин Яковлева. Первым серийным самолётом Яковлева стал АИР-6, прозванный «летающим автомобилем». За ним последовал АИР-7, оснащённый тем же двигателем, что и истребитель И-5. Этот аппарат показал более высокую скорость, чем боевая машина, и наглядно продемонстрировал превосходство моноплана над бипланом. Однако в одном из полётов с АИР-7 произошла авария, и группа Яковлева была выселена на территорию кроватной мастерской. Там Яковлев спроектировал самолёты УТ-2 и УТ-1, на долгие годы ставшие одними из основных учебно-тренировочных самолётов в Советском Союзе в предвоенные годы.

Неудачный для советской авиации ход войны в Испании, где истребители И-15, И-16 и бомбардировщики СБ начали проигрывать немецкой авиатехнике, вызвал озабоченность руководства СССР. В начале 1939 года внимание военных привлёк перспективный самолёт Яковлева ББ-22 (Як-2). Эта машина должна была заменить бомбардировщик СБ. Хотя ББ-22 и не оправдал возложенных на него надежд, Александр Яковлев близко познакомился со Сталиным и получил от него задание на проектирование скоростного и хорошо вооружённого истребителя.

Таким истребителем стал Як-1. Он совершил первый свой первый полёт 13 января 1940 года, опередив «конкурентов» — ЛаГГ-1 и МиГ-1.

ЯК-3

В возрасте 33 лет Александр Яковлев стал одним из главных советников Сталина по вопросам авиации и заместителем наркома авиации. Его вклад в развитие советской авиации и победу в Великой Отечественной войне сложно переоценить. Самолёты Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 составили около 60% от всего числа советских истребителей, построенных в годы войны. Они представляли собой оптимальное сочетание скорости, вооружения и манёвренности и не уступали лучшим мировым образцам   авиатехники. Именно на «Яках» сражался знаменитый французский авиаполк «Нормандия-Неман».

ЯК-15

Послевоенную деятельность Александра Яковлева лучше всего характеризует слово «первый»: Як-15 — первый реактивный истребитель, принятый на вооружение в СССР, Як-19 — первый советский реактивный истребитель классической схемы, Як-28 — первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, Як-36 —первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки и Як-38 — его боевой палубный вариант.

ЯК-28

Конструкторским бюро Яковлева было создано более 100 серийных типов и модификаций самолётов, в том числе десантный планер Як-14, двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24, учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52, многоцелевой самолёт Як-12, спортивные самолёты Як-18П, Як-18ПМ, Як-50, Як-55, реактивные пассажирские самолёты Як-40 и Як-42.

ЯК-42

Генерал-полковник авиации, дважды Герой Социалистического труда, десятикратный кавалер Ордена Ленина, обладатель шести сталинских премий и золотой авиационной медали ФАИ, офицер Ордена Почётного легиона, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Александр Сергеевич Яковлев скончался в Москве 22 августа 1989 года.

Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments