?

Log in

No account? Create an account

В прошлое... | В будущее...

Нестеров1

27 февраля 2015 года исполнилось 128 лет со дня рождения Петра Нестерова, родоначальника высшего пилотажа, автора «мёртвой петли» и первого воздушного тарана.

Пётр Николаевич Нестеров родился 27 февраля 1887 года в Нижнем Новгороде. Он стал третьим ребёнком в семье из четырёх детей. Когда Петру было три года, умер его отец, и Нестеровы, не имевшие средств для оплаты жилья, перебрались во Вдовий дом. Так назывались государственные учреждения, которые оказывали поддержку вдовам и сиротам государственных служащих.

Хотя сегодня Пётр Нестеров известен как один из первых русских военных лётчиков, свою армейскую карьеру он начал в качестве артиллерийского офицера. Интерес к авиации проявился у него в 1910 году, когда Нестеров поднялся в воздух на планере собственной конструкции. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, а в 1913 году окончил курс авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы.

Как офицер-артиллерист, Нестеров был прекрасным математиком. Поэтому за его рискованными действиями в воздухе всегда стоял твёрдый расчёт. Ещё в 1912 году он пришёл к выводу о том, что подъёмная сила способна удерживать самолёт в воздухе не только в горизонтальной, но и вертикальной плоскости: «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им».

9 сентября 1913 года в Киеве Нестеров совершил первую в истории «мёртвую петлю» на самолёте Nieuport IV. «Мёртвая петля», также известная в России как «петля Нестерова», представляет собой фигуру в виде замкнутой петли, которую осуществляет самолёт в воздухе. До Нестерова авиаторы старались избегать сложных манёвров, даже горизонтальный разворот они производили без крена летательного аппарата. Теоретическая возможность «мёртвой петли» была доказана и ранее, но попытки продемонстрировать её на практике приводили к разрушению ненадёжных аэропланов от перегрузок и гибели пилотов. При совершении «мёртвой петли» Нестеров так доверял своим расчётам, что даже не пристегнул ремни, что полностью оправдало себя. В верхней точке петли он не выпал, как опасались некоторые, так как центробежная сила прижимала лётчика к сиденью.

Долгое время в мире счиМакет самолёта Нестерова Nieuport IV в Нижнем Новгородеталось, что первую «мёртвую петлю» совершил французский лётчик Адольф Пегу. Пегу был известным авиатором, во время Первой мировой войны он стал первым в мире истребителем-асом. Но свой трюк он совершил на 12 дней позже Нестерова и откровенно признался ему в этом во время своего визита в Россию.

В 1914 году при испытании нового самолёта погиб младший брат Петра Нестерова — Михаил, который также был военным лётчиком. А сам Пётр Николаевич отметил годовщину своей «мёртвой петли» новым подвигом, который, к сожалению, стал для него последним. 8 сентября 1914 года Нестеров пустился в погоню за австрийским самолётом-разведчиком Albatros.

Нестеров оборудовал свой аэроплан Morane-Saulnier специальной пилой для разрезания оболочки дирижаблей, а также длинным тросом с кошкой на конце, который он собирался сбрасывать на винт вражеского самолёта. Однако ему пришлось таранить противника собственным шасси. В результате удара и лёгкий Morane-Saulnier, и тяжёлый Albatros рухнули на землю. Пётр Нестеров и два австрийских пилота погибли. Это был первый воздушный таран в истории.

Recent Posts from This Journal